Главная » Статьи » Консультации педагогов

Как рисовать движущегося человечка?
Консультация
по использованию приемов
комментированного рисования
Воспитателя I КК
Власовой
Галины Николаевны
Как рисовать движущегося человечка?
  1. Сделать пластмассовых или картонных человечков из овалов.
Скрепить их можно с помощью израсходованного стержня ручки, нарезав его на кусочки и просовывая их по одному в места сочленения овалов (конечно, шилом там нужно заранее сделать дырочки). Концом можно прижечь паяльной лампой или выжигательным прибором.  Тогда  человечек сможет двигаться в руках у ребенка. Благодаря этому ему можно придавать любую позу и, накладывая на лист бумаги, обводить ее.
  1. После того как ребенок приобретет опыт манипулирования с человечком, предложите ему, соотнести его позу со схемами из дидактической игры «Заколдованные картинки», в которой герои сказок представлены в виде сюжетной картинки и в виде рисунка-схемы их движения, по которому нужно угадать сюжет.
  2.  Этап совместного рисования взрослого и ребенка.
Сначала рисуется осевая линия (на рисунке она стерта), на которую надевается круг – нижняя часть туловища, чаще всего неподвижная.
Потом на один круг выше – круг поменьше (голова).
  1. Затем, отступив место для шеи, плечики ( как вешалка) для рук.
От их центра, продолжая линию шеи ,- делаем капельку, соединяя плавной линией шею и нижнюю часть туловища.
  1. Потом рисуются руки и ноги (в технике наложения овалов, как у движущегося человечка ранее) .Правило простое: чем ближе к телу, тем овал толще.
  2. Взрослый демонстрирует ребенку разные схемы-алгоритмы – последовательность действий при рисовании, если человечек движется.
 
Алгоритм рисования используется тот же, но при этом нужно выяснить:
- куда смотрит человек (посмотрите, как это влияет на изменение положения его плеч );
- куда идет (влияет на положение ног).
Для этого нужно вспомнить, как надо сгибать движущегося человечка.
  1. Внимание: особенность!
В процессе рисования фигуры движущегося человечка важно научить ребенка «схватывать» глазами не отдельные детали-части тела, а их конструкции (треугольники, овалы, круги, трапеции, и т. д.).
  1. Когда ребенок поймет смысл рисования ему можно предложить рисовать, используя технологические карты.
 
Основные правила проведения комментированного рисования.
 
Правило первое. Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».
Правило второе. Связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от праздника), повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.
Правило третье. Главными героями создаваемых рисунков выступают конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и ,главное ,- отношения.
Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухгодовалого  ребенка,  которая  все время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая им понятную всем языковую структуру.
Правило пятое. Воспитатель создает схематическое, информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказать о том, что нарисовано, но и показывать с помощью изобразительных движений.
Правило седьмое. В качестве физминуток используются элементы драматизации, сопровождаемые коммуникативной речью.
 

 
Работа по формированию выразительного образа.
 
Работу по формированию выразительного образа рекомендуется начать с формирования у детей понимая того, что использование художником средств выразительности при создании образа зависит от языка произведения. С этой целью родители могут предложить ребенку вспомнить и пересказать знакомое произведение без опоры на наглядность. При выполнении этого задания многие дети испытывают затруднение: их рассказ бессистемный,  действия перескакивают с одного на другое. Затем ребенку предлагают пересказать тот же литературный текст, используя книжные иллюстрации. Это задание выполняется с большим успехом.
В последующем, знакомя ребенка с новыми литературными произведениями, взрослый обращает внимание ребенка на образность языка, объясняет смысл образных выражений и непонятных слов, направляет действия ребенка на их осмысление и запоминание. Одним из эффективных приемов, показывающих возможности передачи образности  литературного текста изобразительными выразительными средствами, является прием сопоставления иллюстраций и репродукций живописных полотен.
В практической работе можно использовать два варианта этого приема:
  1. Ребенку одновременно предлагается несколько изображений и далее поочередно зачитываются литературно-художественные описания. После прочтения каждого из них, ребенок выбирает ту картинку, которая соответствует тексту и объясняет, почему выбрал именно ее.
  2. Ребенку предлагается картина и несколько вариантов текста.
На данном этапе работы средствами интеграции речевой и изобразительной деятельности ребенка выступают следующие методы и приемы:
  1. Рассматривание специально подобранных иллюстраций и репродукций;
  2. Пересказ знакомого текста с опорой на наглядность и без нее;
  3. Восприятие художественных текстов с выделением и анализом образных выражений;
  4. Использование словесных дидактических игр и упражнений;
  5. Прием сопоставления текста и изображения, сравнения иллюстраций к одному и тому же произведению разных художников;
  6. Беседа, рассказ;
  7. Объяснения, указания, пояснения, уточнения.
На следующем этапе работы ребенок учится создавать иллюстрации самостоятельно. Сначала взрослый читает или рассказывает знакомую сказку или рассказ и просит ребенка подобрать мимическую схему для персонажей в конкретной ситуации. Маленькому слушателю это нужно, чтобы понять, что мимика в рисунке помогает художнику передать настроение, чувства персонажей литературного произведения, но рисунок может показать предысторию возникновения этих чувств, благодаря изображению отношений между персонажами, или героем и окружающим, которое, как правило, передается в динамике, движении. Изображение движения является одним из средств выразительности рисунка. Взрослый должен подвести детей к пониманию того, что изображение действия, движения, позы помогают нам определить, к какому именно отрывку относится рисунок. В последующем ребенку предлагается определить характер движения только по рисунку, без опоры на текст: «Что делает герой?», «Почему художник нарисовал его таким?», «Что герой хочет сделать?». Почему ты так думаешь?».  Внимание детей обращается на позу, жесты, телодвижения, на их связь с мимикой; подчеркивая, что эта взаимосвязь помогает передать характер или настроение героев рисунка.
Данная подготовительная работа вызывает желание детей научиться рисовать людей и животных в движении. Этому способствует и то, что героями сказок и детских рассказов нередко выступают не только люди, но и животные, растения, которые активно включаются в события и поддерживают динамичность сюжета. Потом усвоенные знания и умения по пониманию и передаче мимики и движения дети переносят на процесс создания собственных изображений. В беседе с детьми, в процессе работы над замыслом собственного рисунка воспитатель или родитель подводят детей к выделению главного момента в содержании работы и помогают определить его место в композиции рисунка.
В ходе обсуждения замысла будущей работы дети учатся:
-формулировать свой мысли и впечатления в словесной форме, планировать работу над рисунком;
-отбирать необходимые средства выразительности и обосновывать свой выбор;
-составлять словесные описания изображения. Особое внимание при этом обращается на образность детской речи. Основными средствами для интеграции изобразительной и речевой деятельности на данном этапе работы могут быть следующие методы и приемы:
1. показ и объяснение различных технических приемов рисования, принципов композиционного построения рисунка;
2. моделирование эмоциональных проявлений и движений;
3. беседа по картине, литературному тексту, рассказ;
4. словесные дидактические игры и упражнения;
5. рисование по предложенному тексту.
К концу данного этапа работы, главной целью которого выступает развитие выразительности речи и рисунка детей, дети могут:
- использовать выразительные средства речи и рисунка применять различную технику для создания выразительного образа;
- передавать настроение, состояние героя не только в словесной, но и в графической форме, пользуясь знаниями о мимических схемах изображения лица и умением моделировать движение;
- выделять образные слова и выражения в тексте и использовать их в своих рассказах-описаниях;
- отражать в рисунках особенности литературного ( словесного) образа с использованием выразительных средств рисунка и, наоборот,  при описании картин передавать выразительный изобразительный образ с помощью различных средств художественного языка.
В рисунке дети пробуют самостоятельно объединить передачу мимики, жестов, динамики, цвета, построения композиции для более точной передачи своих мыслей, чувств, а также характера, настроения, внешних особенностей и своего отношения к герою литературного произведения, либо реальному персонажу. 
 
Категория: Консультации педагогов | Добавил: cooler830master (2015-10-08)
Просмотров: 1108 | Теги: рисование, МБДОУ №444, Власова, рисунок, консультация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]